24 сентября 2012
5791

6. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Киотский протокол

В определенном смысле все переговоры в рамках РКИК
и Киотского протокола - это своеобразная политическая
дуэль между США и Европой[1]

С. Рогинко

Будущему человечеству угрожает многое, и не в последнюю
очередь - изменения климата. В зависимости от того, как
человечество решит - или не решит - эту проблему, будет
развиваться (или не развиваться) его экономическая и
политическая жизнь[2]

М. Грабб


Первые серьезные и убедительные предупреждения человечества о возможных грядущих экологических катастрофах прозвучали в докладах Римского клуба в начале 70-х годов XX века. Однако эти доклады не ушли дальше перечислений и характеристики аномальных явлений, предупреждений о них. Еще не было четких представлений и рекомендаций о том, какие меры и направления деятельности человечества могут отодвинуть и предотвратить возможные потрясения. Такого рода предупреждения ныне излагаются почти в любом издании, посвященном экологическим проблемам.

Впервые задачу, с одной стороны - выдвижения от имени официального международного органа серьезного и всесторонне обоснованного предупреждения и, с другой - указания путей предотвращения возможной катастрофы, выполнил доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с Г.Х. Брундтланд под названием "Наше общее будущее". Положения доклада в 1987 году были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН, а затем взяты за основу решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992 г.) в Рио-де-Жанейро (КОСР-2), принявшей ряд важнейших документов по актуальным вопросам охраны биосферы, давшей определение и официально узаконившей понятие "устойчивое развитие"[3].

Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата и понимая важность принятия совместных действий в ее решении, международным сообществом в феврале 1991 года были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и вступила в силу 21 марта 1994 г. По данным на 2007 г. Сторонами Конвенции являются 190 стран и Европейский Союз. Полный и регулярно обновляемый список Сторон РКИК ООН размещен на сайте Секретариата РКИК ООН[4].

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Она стала первым международным соглашением, направленным на борьбу с глобальным потеплением и его последствиями. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата, поэтому РКИК носит рамочный характер.

Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 году в дополнение к РКИК ООН международным сообществом был принят Киотский протокол, в соответствии с которым Стороны Приложения В - ряд промышленно-развитых стран и стран с переходной экономикой (в том числе и Россия) взяли на себя конкретные количественные обязательства по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового - 1990 года. Цель ограничений - снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г.

К настоящему времени Протокол ратифицировали 188 государств (совокупно ответственные за более чем 61% общемировых выбросов), включая все наиболее развитые страны, кроме США.

Примечательно, что Китай, Индия обязательств на себя не брали.

Киотский протокол устанавливает, что за первым периодом обязательств последует второй, переговоры по которому активно ведутся. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 г. и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 г., после чего на смену ему должно прийти новое соглашение. Ожидалось, что подобное соглашение будет достигнуто на Конференции ООН по климату в Копенгагене в декабре 2009 г. Однако этого пока не произошло.

Тем не менее, решать задачи по смягчению последствий климатических изменений необходимо не только на глобальном, но также на национальном, региональном и местном уровнях при совместных усилиях правительства, бизнеса, науки и общественности. Многие страны уже разрабатывают национальные и региональные климатические программы, направленные как на снижение выбросов парниковых газов, так и на адаптацию к неблагоприятным последствиям климатических изменений, которые предусматривают активное вовлечение в их реализацию всех заинтересованных сторон.

Представляется, что меры по снижению выбросов парниковых газов, предполагающие сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности его использования и переход на возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии, пришлось бы рано или поздно предпринимать независимо от парникового эффекта и глобальных климатических изменений. Ведь минеральное топливо - ресурс невозобновляемый. Значит, переход на новые более эффективные технологии и на другие источники энергии в любом случае неизбежен, и чем раньше мы начнем к нему готовиться, тем менее болезненным он окажется. Можно сказать, что проблема глобального изменения климата создает для человечества дополнительный стимул для скорейшего и менее затратного перехода на "низкоуглеродный" тип развития.

То же самое можно сказать и о мерах по фиксации атмосферной углекислоты: если мы остановим процесс сокращения мировых лесов, восстановим их хотя бы на части прежней площади, наладим устойчивое и высокопродуктивное лесное хозяйство - это будет, безусловно, полезно вне зависимости от того, насколько это замедлит глобальное потепление.

Совместные действия международного сообщества по ограничению антропогенного воздействия на климатическую систему - приоритетный путь решения проблемы изменения климата. Однако одних этих мер недостаточно. Последствия изменения климата ощущаются уже сейчас, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться (адаптироваться) и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям.

Существует целый ряд определений термина "адаптация к изменению климата". Согласно принятой терминологии МГЭИК адаптация - это "приспособление естественных или антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие климата или его последствия, которое позволяет уменьшить вред или использовать благоприятные возможности"[5]. То есть меры по адаптации могут быть направлены как на снижение климатических рисков, так и на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

Примерами таких действий являются более экономное использование дефицитных водных ресурсов, адаптация существующих строительных норм с расчетом на устойчивость зданий к воздействию будущих климатических условий и экстремальных погодных явлений, строительство защитных стенок от наводнений, повышение уровня дамб для защиты от растущего уровня морей, создание засухоустойчивых культур, отбор лесных видов и методов ведения лесного хозяйства, менее уязвимых к ураганам и пожарам, обустройство территорий и коридоров, помогающих миграции видов.

Заблаговременные действия могут принести заметную экономическую выгоду и свести к минимуму угрозы в отношении экосистем, здоровья человека, экономического развития, собственности и инфраструктуры. Подсчеты затрат на выработку адаптационных мер по предотвращению негативных последствий повышения уровня моря, паводков, а также переход на использование более устойчивых альтернативных источников энергии подтверждают, что выгода от принятия разумных решений может быть весьма существенной. В то же время, как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменений климата и адаптации к ним.

Если большинство антропогенных систем чувствительны к изменениям климата, и лишь некоторые уязвимы, то для большинства естественных систем изменения климата могут нанести необратимый ущерб. При этом уязвимость как естественных, так и антропогенных систем в значительной степени варьируется от региона к региону. В наибольшей степени подвержены воздействиям климатических изменений приполярные и полярные области Земли, поскольку именно здесь последствия изменения климата проявляются наиболее интенсивно. Повышение уровня моря делает особо уязвимыми малые островные государства и прибрежные территории.

Стратегии по адаптации должны включать в себя научные оценки рисков, уязвимости и потенциальных выгод предполагаемых климатических изменений с учетом природно-географических, экономических, социальных и иных особенностей конкретного региона или отрасли экономики. Кроме того, важная задача - проведение экономических оценок затрат и выгод предлагаемых адаптационных мер для обеспечения их максимального эффекта на единицу вложенных средств и разработки оптимальной стратегии по адаптации к изменению климата для принятия хозяйственных решений.

Следует также отметить, что вопросы уязвимости к изменениям климата, разработка и принятие адаптационных мер в их отношении имеют существенный социальный акцент. Большинство наименее развитых стран расположены в регионах, в наибольшей степени подверженных негативным последствиям изменения климата. Основу экономики большинства этих стран составляют уязвимые отрасли, обладающие, кроме того, очень низким адаптационным потенциалом. Ограниченные финансовые, технологические, институциональные и прочие ресурсы делают население этих регионов исключительно зависимым от успешности мер по смягчению изменения климата и экономической помощи экономически развитых стран.

Активная государственная политика имеет важнейшее значение для борьбы с изменением климата. В настоящее время становится все более очевидно, что подобная политика совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом. Адаптационные стратегии разрабатываются как в рамках отдельных секторов экономики, так и на региональном уровне с учетом географических и природно-климатических особенностей региона. Меры по адаптации также могут быть направлены на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

В рамках реализации Киотского протокола началось формирование рынка торговли квотами[6] на выбросы парниковых газов. Однако наша страна пока не участвует в этом процессе, хотя активно реализуются подготовительные меры по формированию национального банка данных о выбросах. Предполагается, что торговля квотами станет важным элементом механизма чистого развития, который позволит профинансировать хотя бы часть внедрения "зеленых технологий" за счет коммерциализации самой киотской проблематики.


______________

[1] Рогинко С.А. Киотская рулетка. М.: Огни, 2003. С. 14.

[2] Грабб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: Анализ и интерпретация / пер. с англ. М.: Наука, 2001. С. 5.

[3] Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М.: Государственная Дума РФ, 2001. С. 13.

[4] Официальный сайт Секретариата ООН / Эл. ресурс / http://unfccc.int/essential_background/convention/status_of_ratification/items/2631.php

[5] МГЭИК, 2001: Изменение климата, 2001 г.: Обобщающий доклад. Вклад рабочих групп I, II и III в Четвертый доклад об оценке Межправительственной группы экспертов по изучению климата [Роберт Т. Уотсон и основная группа авторов (ред.)]. МГЭИК, Женева, Швейцария. С. 183.

[6] Квота - зд. законодательно или в результате международного соглашения установленная степень использования природного ресурса, определяемая как доля от общей суммы ресурса. См.: В.Л. Трофимова. Природопользование. Толковый словарь. М. 2001. С. 69.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован